Разработка стратегии производства

Данная статья рассматривает основные этапы анализа производства и переосмысления текущей производственной стратегии.

Определение

Стратегия производства - это рабочий документ, в котором указаны:

  • основа конкурентных преимуществ организации
  • ключевые факторы, влияющие на предприятие
  • стратегические показатели производства
  • спектр стратегических задач

Последний пункт включает в себя качество, технологии, навыки, обучение и решения о производстве или закупках.

Как разработать стратегию производства в организации

1. Необходимо создать проектную группу

Планирование стратегии требует огромных затрат времени и знаний от управленческой команды. Проектной группе необходимо полное понимание организации, продукта, рынков, технологий производства. Навыки анализа конкурентов также имеют большое значение.

2. Оцените текущую позицию на рынке

Чтобы сформулировать стратегию необходимо тщательно изучить существующий продукт. Вы должны знать ответы следующие вопросы:

  • Какую стратегию организация использует на данный момент? Существуют три основных стратегии конкуренции: по цене (cost leadership), по качеству продукции или сервиса (differentiation) или уникальность продукции (niche market focus).
  • Какие группы продуктов вы производите? Используйте жизненный цикл продукта (product life cycle) в качестве отравной точки для оценки требований к производству различной продукции. Построение жизненных циклов продукта для текущих продуктов поможет оценить размер бизнеса и направления его развития.
  • Оцените, как реагирует рынок на ваш продукт. Каковы эксплуатационные характеристики продукта? Какова доля рынка на текущий момент? Уровень роста рынка?
  • Определите конкурентное преимущество каждой из продуктовых групп. Это может быть качество, время доставки, гибкость графика доставки, дизайн или цена.

3. Выявите факторы изменений

  • Бизнес-факторы (эксплуатационные характеристики продукта, спрос, требования к производству)
  • Развитие технологий
  • Финансовые трудности
Проанализируйте используя SWOT анализ все внешние факторы, влияющие на организацию, внутренние ресурсы и производственные мощности, навыки и компетенции сотрудников.

4. Проанализируйте текущую производительность

Довольно тяжело оценить производительность в сравнении с конкурентами. Некоторые факторы тяжело оценить и необходимые данные для анализа тяжело достать. Некоторые данные можно получить из опубликованных отчетах, а также во время разговоров с клиентами и поставщиками. Проведите тесты продукции конкурентов (destructive testing) и сопоставительный анализ на основе эталонных показателей (benchmarking).

5. Идентифицируйте критичные компоненты

Выявление критичных компонентов, влияющих на успех в долгосрочной перспективе поможет максимально эффективно использовать инвестиции. Определите основные товарные группы и опишите их производственные характеристики. Напишите список заводов, производящих наиболее важные для вашего бизнеса компоненты.

6. Оцените производственный процесс

Это может быть довольно сложной задачей, поэтому приготовьтесь потратить значительное количество времени. Исследуйте текущую практику производства по девяти параметрам:

  • сооружения
  • продолжительность процесса (уровень вертикальной интеграции)
  • вместимость
  • процессы и как они организованы
  • квалификация кадров
  • качество
  • политика контроля
  • поставщики
  • новая продукция
Сравните сильные и слабые стороны текущей практики производства с требуемым стандартом. Где необходимы улучшения?

7. Установите новые цели

Без четких целей не только трудно оценить прогресс, но и оказывать необходимое давление чтобы их выполняли. Цели могут быть включать в себя сокращение затрат на инструменты, утилизацию оборудования, уменьшение отбраковки материала.

8. Составьте новую стратегию производства

На данном этапе у вас должна быть подготовлена вся необходимая информация. Учитывая группы товаров, критерии конкурентных преимуществ, существующие недостатки в производстве оцените недостатки вашей текущей стратегии производства. Обсудите возможные действия и стратегические решения. Рассмотрите возможность симуляции, чтобы протестировать различные варианты.

9. Разработайте сеть поставок

Для тех компонентов, которые вы решили не производить у себя необходимо развить сеть поставщиков и оценить их возможности производства. Рассматривайте каждого поставщика в индивидуальном порядке.

10. Проверка

Как и любой бизнес план, стратегию необходимо пересматривать каждый год корректируя согласно текущему положению в бизнесе и ставить новые цели и задачи.